0/5

Красть или не красть, вот в чем вопрос

Красть или не красть, вот в чем вопрос
время публикации: 17:05  01 апреля 2013 года

Несмотря на стремительное развитие нано- и прочих технологий, вопрос, как предотвратить кражи из супермаркетов, пока остается одним из самых насущных для ритейлеров. То ли способы воровства совершенствуются быстрее, чем системы безопасности, то ли ритейлеры уделяют этой проблеме недостаточно внимания, но факт остается фактом – по самым оптимистичным данным удается поймать лишь 1 из 10 магазинных воров.

Елена Яркова

Впереди Европы всей

В 2010 году Британский Центр исследований ритейла (CRR) обнародовал статистику краж в магазинах, куда впервые вошла Россия. Согласно  исследованию Global Retail Theft Barometer (GRTB), наша страна заняла первое место в Европе по ущербу от воровства в супермаркетах. В 2010 году в России этот ущерб составил 1,61% от оборота розничных организаций. Для сравнения - самый низкий процент среди европейских стран был отмечен у Австрии с показателем 0,97% оборота. Всего же по данным отчета сумма краж в магазинах по всему миру в 2010 году составляла 87 млрд. евро.

«В настоящее время потери торговых компаний от краж составляют до 1,5 % годовой выручки, - комментирует старший менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group Роман Черешнев. - По поручению Правительства разработан и согласован с Минфином законопроект об отнесении на себестоимость продукции 0,75 %  годовой выручки, так как платить налог с продаж за украденный товар как за проданный просто нелогично».

Что чаще всего воруют в магазинах? Продовольственные товары – шоколад, алкоголь, колбасы и сыры, чипсы и газированные напитки; парфюмерию и косметику; книги и диски, а также одежду, обувь и различные гаджеты, например, смартфоны и планшеты. 

 На воре шапка горит?

Шоплифтеров (в переводе с английского shoplifter – магазинный вор) можно разделить на две категории – профессионалы и любители. Первые подходят к делу серьезно, ведь воровство для них – способ заработка. Они обстоятельно планируют кражу и готовятся к ней заранее. Вторые – либо спонтанно решаются на воровство, увидев в магазине понравившуюся вещь, либо сознательно отправляются на охоту в надежде получить порцию адреналина. В числе последних – много подростков и молодежи. По мнению психологов, помимо стремления испытать сильные эмоции, нередко шоплифтерами движет желание отомстить ритейлерам за то, что последние, по их мнению, наживаются на покупателях.

Наивно полагать, что большинство краж из супермаркетов совершают люди, у которых просто нет возможности оплатить покупку. Нередко на магазинном воровстве попадаются вполне обеспеченные граждане и даже известные персоны. Не так давно в новостях в связи с кражами из супермаркетов фигурировали имена актрис Линдси Лохан и Вайноны Райдер. Российские звезды то ли честнее, то ли опытнее - историй с их участием пока не слышно.

Пособие для начинающих шоплифтеров

 Вот несколько популярных сценариев краж из магазина.

  • Вынос товара «в себе»

Отличный способ для продуктового магазина - просто съесть или выпить товар в товар прямо в торговом зале. Но прежде чем приступать к трапезе, убедитесь, что рядом нет охранников и видеокамер. И адекватно оценивайте свои возможности: вряд ли вам удастся быстро доесть палку копченой колбасы при внезапном появлении секьюрити. Для начала потренируйтесь на шоколадных батончиках или чипсах.

  •  Замена штрих-кода

Еще один вариант сэкономить на покупке продуктов – замена штрих-кода более дорогого товара на штрих-код более дешевого. Эксперты в данной сфере приходят в магазины со своими наклейками, снятыми с ранее купленных продуктов, например, меньшего веса или литража. Пробивая пол-литровую бутылку колы вместо двухлитровой, даже опытный кассир крайне редко замечает подмену.

  • Недовес товара

Весовые продукты в супермаркетах, например, фрукты, можно сперва взвесить, а после добавить в пакет еще несколько штук. Если у кассира нет контрольных весов, велика вероятность, что трюк остается незамеченным.

  • Отклеивание защитной метки

Неплохо подойдет для магазина косметики. Чтобы отвлечь внимание охраны, возьмите понравившийся товар и побродите с ним по залу. Как только охранник потеряет бдительность, найдите укромный угол и оторвите защитную метку. Избавьтесь от нее, а трофей спрячьте в сумке или под одеждой. Идите на выход – без метки на товаре сигнал тревоги не сработает.  

  • Ложная тревога

Оторванную защитную метку также можно поместить на одежду или сумку другого покупателя. Когда при его выходе из магазина сработает сигнализация, охрана будет всецело занята досмотром псевдо-вора, а вы под шумиху сможете покинуть супермаркет, прихватив с собой неоплаченный товар.

  • Размагничивание защитной метки

Если товар имеет акустомагнитную метку (обычно такие размещают на дисках или книгах), ее можно размагнитить небольшим неодимовым магнитом, или просто посильнее надавив на метку пальцем. Теперь спокойно можно выносить – пищать на выходе товар не будет.

  • За первый платим, второй бесплатно

Вынести какой-нибудь аксессуар из магазина одежды можно, спрятав его в карман другой покупки. Например, покупая куртку, положите в карман браслет или другую подобную мелочь. Скорее всего, кассир не проверит карманы.

  • Усыпление бдительности охраны

Чтобы отвлечь внимание охраны, можно изобразить раскаявшегося вора. Под объективом видеокамеры спрячьте несколько товаров в сумку, а после демонстративно выложите их обратно на полку, якобы передумали красть. При этом, обратно выкладывается не все, одна-две штуки остаются в сумке. Этот метод работает, если на товаре нет защитных меток.

Надеемся, что у читателей New-retail.ru есть чувство юмора и здравый смысл, поэтому они не будут воспринимать наши «вредные советы» как руководство к действию. Тем же, у кого закралась мысль попробовать, напоминаем, что все вышеописанное попадает под статью 158 УК РФ – «кража».

 Как защитить магазин от воровства?

«Чаще всего из супермаркетов воруют дорогой алкоголь, который закрыт под замком и находится под объективами видеокамер, - отмечает Константин Копадзе, коммерческий директор компании "Элемент Стор", специализирующейся на разработке противокражных систем. - Замки вскрывают скрепками или отмычками, имитируют столпотворение и забирают самые ценные экземпляры. Обычно нарушители работают не в одиночку, а с сообщниками. У них есть фольгированная сумка и устройство, которое позволяет отсоединить защитный датчик от бутылки. Процветает воровство и среди товаров, которые сложно защитить: кофе, недорогое спиртное, жевательная резинка, бытовая химия и так далее. Владельцы торговых предприятий, зная ориентировочный процент потерь, заранее закладывают утяжеляющий коэффициент в стоимость такого товара».

Постоянное совершенствование систем защиты супермаркета и работа с персоналом, отвечающим за безопасность, помогут если не избавиться, то хотя бы уменьшить сумму потерь от краж. Контролируйте работу охраны, регулярно проводите инструктаж сотрудников, направленный на повышение их бдительности. Устраивайте «учения», во время которых персонал будет практиковаться в поимке потенциальных шоплифтеров, роль которых сыграют подставные лица. Психологический эффект дают объявления и предупредительные таблички, сообщающие, что в зале установлены видеокамеры, а также «доски позора» с фотографиями попавшихся на кражах гостей.

Не лишним будет чтение специализированных сообществ шоплифтеров, которые открыто существуют в блогах и социальных сетях, таких как Livejournal или ВКонтакте. В них опытные воришки, не стесняясь, делятся секретами мастерства с новичками. Иногда даже не скрывая названия торговых точек, где им удалось поживиться добычей. «Босоножки из Centro, мыло в рив гоше, духи в иль де боте» - пишет пользовательница Александра Зверева. Ей вторит Инна Варнавская: «Я ток по мелочи в Пятерочке, я там все камеры знаю, в Стокманне вино по 2 бутылки в простой сумке спокойно проносил мой знакомый».

В завершение хочется отметить, что гораздо больший ущерб торговым точкам наносят не воры-посетители, а… сам персонал магазинов. По некоторым данным, им совершается порядка 50% всех хищений. Да и запросы у персонала серьезнее – средняя сумма кражи сотрудников в несколько раз выше, чем у захожих воришек. Этот факт подтверждает и Константин Копадзе: «Самые глобальные кражи совершаются, когда товар еще не успел попасть в торговый зал, и его украли прямо с дебаркадера». Впрочем, это тема для отдельного материала.


Google+
0
Реклама на New Retail. Медиакит